Неспокойная стрелка тахометра сразу портит настроение автовладельцу. Причин для нестабильной работы мотора на холостых предостаточно, а самостоятельно определить проблему бывает довольно сложно. Но вам будет гораздо проще заподозрить причину плавающих оборотов с нашим списком.
1.
Качество топлива
Если раньше двигатель никоим образом не намекал на наличие неисправностей, а через короткое время после заправки вдруг стал повышать обороты, причина, вероятно, заключается в использовании некачественного топлива, в котором бывает встречается вода, ржавчина и другие примеси, или оно в принципе имеет октановое число ниже заявленного.
Бензин с низким октановым числом может провоцировать детонацию – преждевременное воспламенение топлива. Это серьезная проблема, ведь вся цилиндро-поршневая группа испытывают разрушающие нагрузки, а в камерах сгорания усиленно образуется нагар. Если рядом нет другой заправки или у вас бак под завязку и нет возможности значительно разбавить топливо, можно повысить октановое число с помощью присадок.


2.
Неисправность системы зажигания
Вызвать скачки на холостом ходу может несколько неполадок системы зажигания.
Во-первых, такие симптомы выдает слишком большой зазор между электродами на свечах зажигания. Такие свечи необходимо заменить. Во-вторых, одна или несколько свечей могут выйти из строя и перестать воспламенять топливную смесь. Троящий двигатель также заставит обороты плавать. В-третьих, причина может заключаться в выгорании одного или нескольких высоковольтных проводов или коротком замыкании между витками катушки зажигания.
Во всех этих случаях проблема устраняется несложным механическим ремонтом.
3.
Загрязнение впускного тракта
Банальные загрязнения, которые скапливаются во впускном тракте (особенно в турбированных моторах с прямым впрыском) также часто становятся причиной плавающих холостых оборотов. Клапанам и системе вентиляции картера нужна периодическая очистка в сервисе, чтобы избежать неприятного поведения двигателя и отсрочить необходимость замены.
Отдельно отметим загрязнение дроссельной заслонки. Отложения на ней скапливаются очень быстро, но их не сложно удалить самостоятельно без снятия. Для этого существует специальная автохимия – аэрозоли, которые распыляются на узел при горячем двигателе. В течение нескольких минут проблема решается. Кроме того, причиной, по которой двигатель сильно вибрирует на холостых оборотах, нередко становится топливно-воздушная смесь, в которой много воздуха и мало топлива. Такую смесь еще называют бедной. Воздух может попадать в камеры сгорания через поврежденные магистрали. При такой ситуации датчик массового расхода воздуха передает в ЭБУ данные о поступлении в камеру сгорания излишка воздуха. Блок управления стремится выровнять соотношение воздуха и горючего и дает команду клапанам инжектора открыться и впустить в цилиндры больше топлива. В этот момент обороты двигателя резко возрастают. Затем по данным кислородного датчика ЭБУ понимает, что подал слишком много топлива, и ограничивает его подачу – в этот момент обороты резко падают.


4.
Неисправность регулятора холостого хода
Частая и очевидная причина скачков оборотов без нагрузки – проблемы с датчиком, контролирующем холостой ход. Он представляет собой электродвигатель, в конструкцию которого входит конусная игла, а функция его – стабилизировать обороты мотора, когда тот работает вхолостую. Основная причина его поломки – обрыв провода, изнашивание направляющих или привода конусной иглы. Когда регулятор ломается, двигатель, оставшись без «стабилизатора», начинает непроизвольно повышать или понижать обороты.
Исправность датчика ХХ проверяют мультиметром. Он замеряет сопротивление регулятора. Если показатель мультиметра в диапазоне 40-80 Ом, то это говорит о его выходе из строя. Однако иногда причиной плавающих оборотом может стать загрязнение регулятора: при демонтаже сразу видно, что он весь в масле и черной грязи, то еще придется очищать дроссельную заслонку. Почистить датчик можно очистителем или обезжиривателем деталей в виде аэрозоля.
Если говорить об электронике, на скачки оборотов может влиять также неисправный электронный блок управления двигателем, датчик положения дроссельной заслонки и ДМРВ.
5.
Калильное зажигание
Еще одна частая причина плавающих оборотов – калильное зажигание, которое возникает, если смесь из воздуха и топлива воспламеняется произвольно, а не в заданный момент с помощью искры свечи зажигания. Это может возникать из-за раскаленных частичек нагара в цилиндрах или от слишком перегретого изолятора свечи.
Диагностировать проблему довольно просто: выкрутить свечи и их на наличие нагара. Если он есть, необходимо заменить свечи. Если после замены свечей признаки детонации сохранятся, значит нагарные отложения в большом количестве могут присутствовать также и на клапанах, поверхности камеры сгорания или на днище поршня. В этом случае нужна раскоксовка двигателя, но это тема для отдельного большого разговора.


6.
Загрязнение форсунок
Загрязненные форсунки – тоже повод для нестабильной работы двигателя авто. Из-за отложений они создают неподходящую топливную-воздушную смесь и это нарушает функционирование двигателя в разных режимах, а также ведет к повышению расхода топлива. Промывка форсунок – достаточно популярная процедура в автосервисах.
В одной из прошлых статей мы подробно писали о том, какие способы прочистки форсунок существуют и каковы их преимущества. Что касается системы питания, плавающие обороты могут являться симптомом загрязненного топливного фильтра. Когда топливный фильтр забит, насос не может нормально прокачать топливо, отсюда и неполадки в работе автомобиля. Проблема решается заменой фильтра в сервисе или самостоятельно.
Профилактика плавающих оборотов холостого хода
Чтобы не столкнуться с проблемой плавающих оборотов, необходимо периодически проводить профилактический осмотр автомобиля и очистку доступных узлов. Особенно это актуально, например, перед поездкой на дальнее расстояние.
- Первое, что нужно сделать – проверить герметичность магистралей системы подачи воздуха к впускному коллектору. Для этого есть хороший лайфхак: обработать шланги многоцелевой смазкой типа LV-40 и поссмотерть, где она быстро испарится – там вы обнаружите трещину и сможете заменить изношенный шланг на новый.
- Второе несложное профилактическое мероприятие – безразборная промывка дроссельной заслонки и регулировка ее правильного положения. Как мы уже писали выше, процедура проводится на горячем двигателе с помощью специального аэрозоля. Перед нанесением чистящего средства заслонку нужно обесточить, демонтировать детали впускной системы, затем распылить средство небольшими порциями на загрязненные поверхности дроссельного узла до их полной очистки, а остатки растворенных загрязнений удалить сухой чистой тканью.
- Третье – проверить свечи и высоковольтные провода. Понять, что со свечами не все в порядке просто: нужно их выкрутить и оценить цвет. Он должен быть светло-коричневым. Если свеча черная, покрытая нагаром, это говорит о слишком богатой топливом рабочей смеси. Белый налет, напротив, свидетельствует о бедности смеси. Если вы увидели на свечах своего автомобиля эти признаки, их нужно почистить или лучше заменить. Покрытая маслом свеча – также повод для обращения в сервис и поиска механической неисправности.
- И наконец, каждому автомобилю нужна регулярная промывка форсунок и раскоксовка цилиндро-поршневой группы. Очищать впрыск рекомендуется раз в 30 000 – 50 000 км, с такой же периодичностью или чуть чаще следует делать раскоксовку.
На карбюраторном двигателе в качестве еще одной меры профилактики можно убедиться в правильности регулировки холостого хода двигателя и при необходимости скорректировать метки. Эту операцию можно провести с помощью отвертки, регулируя винты количества и качества оборотов. Можно также без снятия почистить жиклер холостого хода.