Миллион рублей – своеобразный эмоциональный порог, переступить который при покупке автомобиля многие не могут или не хотят. И это вполне оправданно: шестизначной суммы вполне достаточно, чтобы купить приличный автомобиль. Статистика подтверждает, что машины класса В сегодня очень востребованы. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», 37,3% транспортных средств, купленных в уходящем году, относятся к категории бюджетных. При этом бестселлеры остаются неизменными: первая LADA Granta, вторая LADA Vesta и KIA Rio – третья.
Эти данные больше говорят о финансовых возможностях покупателей, мы же хотим составить список по реальной привлекательности автомобилей в бюджетном ценовом сегменте.
1.
Lada Vesta / Vesta Cross
Многие автомобилисты сходятся во мнении: «Веста» – лучшая машина АвтоВАЗа на сегодняшний день. Она выглядит современно, имеет хороший клиренс (особенно в кросс-версии) и адекватную функциональную начинку. Назовем лишь некоторые: ABS, система помощи при трогании на подъеме, трехступенчатый подогрев передних сидений, подогрев и usb-разъем для зарядки гаджетов для задних пассажиров, полноценный подлокотник, боковые подушки для передних пассажиров.
Многие владельцы «Вест» отдельно рассказывают о багажнике этого автомобиля. Он действительно просторный, удобный, с нишами, местом для бутылки с незамерзайкой, сетками, крючками, фальшполом. Двигатели в Ладе устанавливаются объемом 1,6 или 1,8 литра (в исполнениях Ваз и Nissan) в сочетании с механической или роботизированной коробкой передач. Цена на авто, которые реализованы в разных версиях, отличается существенно, но в любом случае она ниже миллиона рублей.


2.
Kia Rio / Hyundai Solaris
Выбирая автомобили до 1 млн рублей, нельзя обойти вниманием лидера российских продаж среди иномарок – корейский «Киа Рио» и его бессменного конкурента «Хендэ Солярис». Мы объединили два корейских бестселлера в одной строчке, поскольку с каждым новым поколением они приближаются друг к другу по всем характеристикам и восприятию потребителей. Между тем эти марки остаются злостными конкурентами.
Традиционными достоинствами этих иномарок покупатели считают привлекательный дизайн, экономичные двигатели от 1,4 литра, весьма хорошее оформление интерьера, большой выбор комплектаций и опций. Обе машины вполне справедливо занимают ведущие строчки рейтинга предпочтений россиян. В конце 2020 года на рынок вышла кросс-версия Kia, а в ближайшем будущем ожидается приподнятая Hyundai. Это вполне логичное развитие событий после успеха отечественной «Весты Кросс». Новые машины укладываются в миллион только в скромных комплектациях, тем не менее они будут востребованы.
3.
Skoda Rapid / Volkswagen Polo
На третьем месте у нас тоже два автомобиля. Детища концерна VAG так похожи друг на друга, особенно после того, как оба стали лифтбэками, что мы не видим смысла их разделять. Можно сказать, что, создавая последние версии этих автомобилей, инженеры и дизайнеры ориентировались на молодежь. По сравнению с корейцами они менее консервативные. Но и менее представительные внутри: отделка интерьера у «Поло» и «Рапида» очевидно уступает корейским бестселлерам. Собственно, за это мы и снизили балл.
Тем не менее, это хорошие автомобили с экономичными моторами, автоматическими и механическими трансмиссиями, качественной сборкой, объемными багажниками, хорошей управляемостью и вменяемым головным освещением. В пределах миллиона рублей можно выбрать автомобиль из нескольких комплектаций.


4.
LADA Granta
«Гранта» – самый бюджетный автомобиль класса В на сегодняшний день. И, напомним, самый покупаемый в России за последние два года. Однако мы расположили его лишь на четвертом месте, потому что цена в нем играет первостепенную роль. Однако после рестайлинга 2018 года, когда автомобиль получил передок в «икс-стиле» и несколько важных технических доработок, получился неплохой за свои деньги вариант.
Из преимуществ: доступные запчасти, неплохая надежность, нормальная подвеска, возможность выбора комплектаций с двумя моторами и двумя типами КПП. Тут стоит остановиться подробнее. Четыре типа кузова на одной колесной базе для бюджетного автомобиля — завидное разнообразие.
К недостаткам машины относят очень скромную отделку, неудобные сиденья, не самую лучшую управляемость. Это приводит к тому, что «Гранта» ориентирована на очень узкую нишу потребителей: машину покупают чаще для работы и стараются эксплуатировать до 100 000 км. Тем не менее по цене у «Гранты» конкурентов нет: даже в топовых комплектациях она дешевле базовых Datsun on-DO, Renault Logan, LADA Vesta.
5.
Renault Logan / Sandero
ТОП-5 нашего рейтинга закрывает «Рено Логан», который в начале десятилетия был по сути единственным конкурентным автомобилем в классе, а затем утратил свои позиции. Даже создание кросс-версии Stepway не помогло удержаться на плаву. Тем не менее, у этого надежного и неприхотливого француза есть свои поклонники, которые до сих пор считают его лучшим бюджетным автомобилем.
Владельцы ценят автомобиль за энергоемкую подвеску (из всех одноклассников подобная есть только у «Весты Кросс»), вместительный багажник, просторный салон и надежность. К недостаткам можно отнести очень аскетичный салон, дешевую отделку и непродуманную эргономику. Сейчас автопроизводитель готовит основательный рейстайлинг модели, который в России действительно ждут. Многие надеются, что машина сохранит свои традиционные достоинства, прирастет в плане комфорта и составит достойную конкуренцию нынешним фаворитам.


6.
Ravon Nexia R3 / Ravon R4
«Равон» – относительно молодая марка на российском рынке, тем не менее она показывает хорошую динамику. В сегменте В есть две модели: Ravon R4, который является копией некогда популярного Chevrolet Cobalt, и Nexia R3, похожая на Aveo. Цена, и технические характеристики «Равонов» могут заинтересовать экономных автовладельцев, хотя на рынке существует некоторое недоверие к производителю.
«Нексия», которая стала теперь сугубо узбекским автомобилем, имеет атмосферный рядный двигатель объемом 1,5 литра в паре с МКПП или автоматической гидромеханикой. По сравнению с корейскими конкурентами, машина получилась более прожорливая.
R4 на дорогах выделяется своеобразной внешностью. Кузов действительно оригинальный, хоть и построен на популярной платформе General Motors. Под капотом находится 1,5-литровый двигатель, который агрегатируется пятиступенчатой механикой или автоматом с шестью скоростями. Из плюсов – Р4 имеет неплохую ходовку. Обе машины имеют скромную отделку салона и «середнячковые» характеристики по всем критериям.
7.
Datsun on-DO
Бюджетный японский седан, напрямую конкурирующий с «Грантой», сейчас находится в стадии рестайлинга. У автомобиля, который ценили прежде всего за доступную цену и минимализм, немного изменился кузов, улучшилась отделка салона и осталась прежняя техническая начинка. Он комплектуется двигателями объемом 1,6 литра в 8- и 16-клапанной вариации, а также МКПП и не слишком удобным 4-ступенчатым автоматом.
После рестайлинга машина будет предлагаться в семи комплектациях, и все они по цене проигрывают «Гранте». Зато японцы уделили внимание деталям: улучшили уплотнение стекол, поправили преднатяг кнопок и ручек, увеличили багажник с удобной ручкой и независимым освещением.

На российком рынке есть еще полтора десятка автомобилей, которые можно было бы включить в рейтинг авто за миллион: доступные кроссоверы, которые с невообразимым энтузиазмом стали выпускать китайские автоконцерны, машины А-класса, «пустые» версии паркетников. Однако, именно авто класса В имеют сбалансированное соотношение цены и качества. К тому же, они обладают целым рядом преимуществ.
- Экономичность. Низкие расходы на содержание и топливная экономичность – это те моменты, на которые в первую очередь делают акцент производители. Можно купить китайский кроссовер за те же деньги, но он будет потреблять больше горючего и окажется очень дорогим в обслуживании и ремонте.
- Малые габариты и маневренность в условиях города. Это тоже важные преимущества машин бюджетного класса. Именно поэтому их часто покупают для заработка (будь то такси или перевозка небольших грузов).
- Универсальность. Машины сегмента В созданы для комфортного передвижения и в городском режиме, и на трассе. Обычно здесь можно подобрать модификацию и для тех, кто хочет меньше 100 л.с., и мало для тех, кто хочет больше 120.
В завершении добавим, что ни один автомобиль в В-сегменте, продаваемый в России, не имеет дизельной версии. Для некоторых автовладельце это может стать аргументом за повышение класса.